Уважаемые посетители, на данной странице опубликованы задания и результаты олимпиады 2007 года


Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Факультет фундаментальной медицины

 

Задания Биомедицинской Олимпиады Школьников – 2007

Задача 1

Мы можем столько, сколько мы знаем

Ф. Бэкон

         В небольшой сельской больнице находятся семь больных. Поскольку больница располагается далеко от районного центра, она постоянно испытывает трудности  в обеспечении необходимыми медикаментами, инструментами, приборами, реактивами и т.д.

        Пожилой врач больницы, Димедрол Валерьянович, по неосторожности потерял заключения из лаборатории о группах крови своих больных (всех семерых). Он помнит лишь, что у всех больных положительный резус-фактор. Отправлять кровь больных в лабораторию на повторное исследование бессмысленно: реактивы закончились, да и начальство больницы прогневается.

         Помогите, пожалуйста, Димедролу Валерьяновичу установить группы крови по системе АВ0*) своих больных, не прибегая к помощи лаборатории, реактивов, антител и т.д. (он может лишь взять кровь у больных и в случае необходимости воспользоваться пробирками; дефицита пробирок в больнице, к счастью, нет). Предлагаемые Вами методы необходимо обосновать и проиллюстрировать примерами (Димедрол Валерьянович, помимо всего прочего, человек достаточно упрямый).

Задача 2

         Ниже приведены рисунки, полученные различными методами лучевой диагностики. Вам необходимо по отдельности выписать номера рисунков, полученных методом обычного рентгенографического исследования и компьютерной томографии (КТ), а также определить, являются ли отмеченные Вами рисунки изображением патологического состояния или нет.

                                                             

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ на данную задачу рекомендуется оформить в виде таблицы:

 

Норма

Патология

Рентгенографическое изображение

 

 

 

КТ-изображение*)

 

 

         По каждому отмеченному Вами рисунку необходимо ответить на 2 вопроса:

         1) Почему данный рисунок отнесён Вами к рентгенографи-ческому/КТ-изображению?

         2) Почему Вы считаете (или не считаете), что данный рисунок изображает патологическое состояние?

Задача 3

            Почему у человека при суживании зрачков глаз не сужается поле зрения?

Задача 4

            Существует несколько способов введения лекарств в организм человека:

            1) без нарушения целостности кожных покровов (через рот, прямую кишку, кожу, с помощью ингаляций);

            2) с нарушением целостности кожных покровов (подкожно, внутримышечно, внутривенно).

            Объясните, почему одно и то же лекарство может оказывать лечебный эффект:

            а) только при одном каком-либо способе введения (скажем, через рот), а при других способах введения – нет или даже вызывать различные осложнения;

            б) одинаковый при различных путях введения, но с разной степенью выраженности;

            в) абсолютно разный при различных путях введения.

            По возможности, приведите примеры.

Задача 5

            Онкологические заболевания в современном мире являются одной из главных причин смерти. Значение этой проблемы огромно, и уже не одно столетие ученые и врачи пытаются с ней бороться. На сегодняшний день существуют 3 основных метода избавления человека от новообразования – хирургическое удаление опухоли, лучевая терапия (облучение опухоли гамма-лучами) и химиотерапия (прием препаратов, угнетающих деление клеток).

            1) Какие, на Ваш взгляд, существуют преимущества и недостатки у каждого из этих методов? Обоснуйте Ваш ответ, приведите примеры положительного и отрицательного действия. 

           2) Опухоль в своем развитии проходит несколько стадий, начиная от совсем небольшого новообразования и заканчивая большой опухолью, дающей метастазы в соседние и даже отдаленные органы и ткани. Обоснуйте применение того или иного метода на разных этапах развития опухоли.

            3) Как известно, выделяются доброкачественные и злокачественные опухоли. Какая должна быть локализация доброкачественной опухоли, чтобы по своему влиянию на организм ее можно было считать злокачественной, и она подлежала хирургическому удалению? Обоснуйте Ваш ответ.

Задача 6

            Хорошо известен факт, что на юге коренное население имеет смуглый цвет кожи и даже черный - ближе к экватору. Казалось бы, черная поверхность поглощает лучи, особенно тепловые, а защитить тело от перегрева смог бы ярко белый цвет. Почему же тогда у жителей южных широт именно тёмный цвет кожи, а не светлый? Обоснуйте Ваш ответ.

 


*) По системе АВ0 группы крови делятся на А, В, АВ и 0 в зависимости от наличия того или иного антигена (агглютиногена) на поверхности эритроцита и антител (агглютининов) в плазме крови против соответствующих агглютиногенов.

*) Обычное рентгенографическое изображение является отражением исследу-емого органа или его части. Метод компьютерной томографии (КТ) даёт возможность получения изолированного изображения поперечного слоя (поперечных срезов) тканей, достигаемого за счёт вращения рентгеновской трубки вокруг пациента, а затем реконструкции изображения с помощью специальных компьютерных программ.

© Кошелев В.Б., Абовян Л.А., Гриценко В.В., Гантман М.В., Цыганков А.

Результаты участников Биомедицинской Олимпиады Школьников 2007

Каждая задача оценивалась максимально в 10 баллов. Штрафные баллы начисляются членами жюри, либо надзирателями в аудиториях при дисциплинарных нарушениях участника (совещание с другими участниками во время выполнения олимпиадной работы, использование шпаргалок и т.д.), при этом обязательно информирование участника о количестве начисленных ему штрафных баллов непосредственно на олимпиаде.

        Оценки за задачи          
п/п ФИО Класс Город 1 2 3 4 5 6 Штраф Сумма Место Награда
1 Ефимова Анастасия Сергеевна 10 Обнинск 2,1 7,7 5 8,9 9,4 2,5   35,6 1 Золотая медаль
2 Тугаринов Евгений Валерьевич 11 Москва 2,6 9,5 2 9,2 9,5 0   32,8 2 Серебряная медаль
3 Петелин Дмитрий Сергеевич 11 Москва 2,3 8 1 6,8 6,8 7,5   32,4 3 Бронзовая медаль
4 Смирнова Лилия Андреевна 11 Москва 3 7,5 0 7,9 8,2 5   31,6 4 Грамота
5 Кручинина Светлана Андреевна 11 Москва 3,3 8 0 4,5 8,5 5   29,3 5 - 6 Грамота
6 Спиридонов Дмитрий Сергеевич 11 Москва 2,3 8,5 5 4,5 7,5 1,5   29,3 5 - 6 Грамота
7 Ораевский Артём Александрович 11 Москва 4 6,7 4 3,6 7,9 3   29,2 7 Грамота
8 Севинян Лусине Викторовна 11 Москва 6,6 8 0 4,2 5,1 3,5   27,4 8 Грамота
9 Бекетова Елена Владимировна 9 Москва 2,6 4,2 0 9,1 7,7 1,5   25,1 9 Грамота
10 Мартынова Анна Валерьевна 11 Москва 2,15 8,3 0 5,7 5,3 3   24,45 10 Грамота
11 Кальнер Александр Юрьевич 11 Москва 1,3 10 0 7 6 0   24,3 11 Грамота
12 Шиллер Александра 10 Москва 1,5 7,5 0 6 4,7 4,25   23,95 12 Грамота
13 Беленький Василий Андреевич 11 Москва 0 8,5 0 4,8 7,6 3   23,9 13 Грамота
14 Никишина Анастасия Александровна 11 Москва 2,3 6 0 6,1 7,2 2   23,6 14 Грамота
15 Куликова Марфа Александровна 10 Москва 0 2,5 5 8 7 0,5   23 15  
16 Болдырев Степан Вячеславович 11 Северодвинск 1,2 5 4 6,3 6,4 0   22,9 16 - 17  
17 Бубнов Евгений Ильич 11 Москва 2,8 6,2 0 6,8 4,8 2   22,6 16 - 17  
18 Родионова Ольга Александровна 9 Москва 1,8 5,7 0 4,9 8,6 1,5   22,5 18  
19 Дмитриева Наталья Валерьевна 10 Раменское 1,2 5,2 0 6,2 7,5 2   22,1 19  
20 Израельсон Марк Александрович 10 Москва 2,5 3,7 1 4,7 6,5 3,3   21,7 20 - 21  
21 Кузьмичёв Кирилл Александрович 11 Москва 2,8 4 0 3,8 7,6 3,5   21,7 20 - 21  
22 Мельникова Валентина Владиславовна 10 Москва 2,4 6,5 0 2,7 6,5 3   21,1 22  
23 Гребёнкин Александр Андреевич 11 Москва 4,9 2,5 0 6,8 4,7 1,5   20,4 23  
24 Чудаков Кирилл Викторович 9 Обнинск 0 6,5 4 4,9 2,9 2   20,3 24  
25 Тулепбаева Дина Маратовна 11 Москва 1,9 5,5 0 1,6 7 4   20 25  
26 Пустовей Ксения Борисовна 9 Москва 0 6 0 6 4,4 3,5   19,9 26  
27 Смирнова Надежда Александровна 9 Москва 1,5 6,7 0 3,5 5,9 2,25   19,85 27  
28 Бергер Алеся Леонидовна  10 Москва 1,1 6 0 3 7,3 1   18,4 28  
29 Нестерова Анастасия Олеговна 10 Москва 0,1 8 0 2,9 4,6 2   17,6 29  
30 Бобровский Павел Александрович 11 Москва 1,3 5,7 0 4,7 4,5 0,25   16,45 30 - 31  
31 Чадаев Кирилл Андреевич 10 Москва 0,5 8,2 0 2,5 3 2,25   16,45 30 -31  
32 Бурыкин Дмитрий Викторович 10 Москва 0 4,7 0 3,8 6,8 0,25   15,55 32  
33 Швецова Ольга Петровна 11 Москва 1,4 4,4 3 0,2 5,3 1   15,3 33  
34 Голицына Юлия Сергеевна 10 Москва 1,8 3,7 0 1,3 7,7 0,5   15 34 - 35  
35 Кузьменько Мария Сергеевна 10 Орловская обл. 0,2 4,5 0 2,5 5,8 2   15 34 - 35  
36 Баклаева Наталья Александровна 10 Москва 0 3,5 0 3 5,2 2,5   14,2 36 - 37  
37 Захарова Татьяна Олеговна 9 Москва 0 3,7 0 3,5 5,5 1,5   14,2 36 - 37  
38 Березин Николай Николаевич 9 Москва 0 3,3 0 0 7 1   11,3 38 - 39  
39 Парамонова Екатерина Александровна 9 Москва 0 3,5 0 4 2,8 1   11,3 38 - 39  
40 Калачова Дарья Павловна 10 Москва 0 2 0 3 2,4 2,5   9,9 40  
41 Клименко Александр Юрьевич 10 Москва 0 3,1 0 1 4,2 1,5   9,8 41  
42 Сухарев Сергей Александрович 10 Москва 0 3,1 0 0,8 3,6 2   9,5 42  
43 Трофимчук Юлия Валерьевна 9 Москва 0 3 0 1,4 4,8 0   9,2 43  
44 Храмов Дмитрий Егорович 9 Дубна 0 2,9 0 2 3,5 0   8,4 44  
45 Белозёрова Людмила Игоревна 11 Тула 0,1 0,5 0 0,5 6,7 0   7,8 45 - 46  
46 Сильвестрова Галина Викторовна  10 Москва 0 4 0 0,5 2,8 0,5   7,8 45 - 46  
47 Филимонов Евгений Викторович 10 Москва 0 7,3 0 0,5 3,7 1 -5 7,5 47  
48 Шамина Мария Александровна 9 Москва 0 1 0 1,2 1,7 1   4,9 48  
49 Чухнина Дарья 10 Москва 0 0 0 0 4,6 0,25   4,85 49  
50 Кугелева Алина Семёновна 9 Москва 0 0 0 1 3,7 0   4,7 50  
51 Егорова Мария Михайловна 9 Москва 0 0 0 1,5 1,3 1,75   4,55 51  
52 Горбачёв Валерий Вячеславович 9 Дубна 0 0 0 3,5 0 0   3,5 52  
53 Соловьёв Дмитрий Олегович 9 Дубна 0 0 0 2 0 0   2 53  
54 Волков Михаил Юрьевич 9 Дубна 0 0 0 0 0 1,75   1,75 54  
55 Соколов Никита Александрович 10 Москва 0 4,5 0 0 1,2 0 -5 0,7 55  
56 Белякин Дмитрий Юрьевич 9 Дубна 0 0 0 0,5 0 1 -1 0,5 56 - 57  
57 Назаров Фёдор Юрьевич 9 Дубна 0,5 0 0 0 0 0   0,5 56 - 57   

Поздравляем победителей олимпиады с заслуженной победой!!!

Hosted by uCoz