Уважаемые посетители! На этой странице опубликованы задания олимпиады 2005 года, а также результаты участников

 

Скоро на сайте будут опубликованы примерные ответы на предлагавшиеся задачи! Приносим свои извинения за задержку!

 


 

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Факультет фундаментальной медицины

«Шаг в будущее»

 

 

Задания биомедицинской олимпиады школьников. 2005 год.

Задача 1

То, что мы знаем, - ограничено, а

                                             что не знаем – бесконечно.

Апулей

            Вкусовые ощущения у человека и множества животных возникают при активации хеморецепторов языка.

У человека рецепторы, чувствительные к разным вкусам (горькому, кислому, соленому и сладкому), расположены на разных участках языка. Известно и распределение этих участков:

 

            Пожалуйста,

1)      объясните, в чем выгода неодинаковой вкусовой чувствительности в разных участках поверхности языка;

2)      предложите эксперименты, позволяющие определить схему распределения участков той или иной вкусовой чувствительности на поверхности языка  травяной лягушки.)

 

Вначале необходимо разобраться (экспериментально!) какие вкусовые ощущения присущи травяной лягушке (такие же, как у человека: горькое, кислое, соленое и сладкое, - либо лишь некоторые из них, или вообще не присущи вкусовые ощущения). Далее необходимо придумать собственно основную часть эксперимента. Учтите, что спросить лягушку, какой она чувствует вкус невозможно!

 

Задача 2

            Существуют две диеты для похудения. В первой рекомендуется больше пить, во второй, наоборот, - меньше.

1)      Объясните механизм действия первой и второй диеты.

2)      Почему, казалось бы «противоположные», первая и вторая диеты приводят к одинаковому эффекту?

 

Задача 3

            Почему применение сразу двух антибиотиков может быть эффективнее не в 2 раза, а в 1000, чем каждого антибиотика по-отдельности, или даже по-очереди? Возможен ли в каких-либо случаях обратный эффект: применение одновременно двух антибиотиков во много раз менее эффективно, чем тех же антибиотиков по-отдельности? Как Вы понимаете значение термина «эффективность» в данной задаче? Как можно «измерить» эффективность того или иного антибиотика?

            Пожалуйста, все Ваши предположения и гипотезы обоснуйте.

 

Задача 4

            Приехав в деревню, Лёша Ш. и его сестра Марина пошли искать, у кого можно покупать молоко. Договорились с одной старушкой (тётей Клавой), а на следующий день у колодца к ним подошла другая старушка (тётя Маша) и стала говорить: «А что это вы у неё молоко-то берёте? У неё корова лейкозом болеет, у неё никто не покупает. У меня берите, моя корова – здоровая». Лёша и Марина задумались – очень ли страшно для них будет пить молоко лейкозной коровы. А как Вы считаете – вредно это или нет? Обоснуйте Ваш ответ.

 

Задача 5

Существование живых организмов неразрывно связано с ферментами, которые ускоряют реакции метаболизма. Но  ферменты, представленные в основном белками,  весьма чувствительны (в частности) к повышению температуры, приводящему к денатурации (потере естественной активной структуры) белка, а значит, к инактивации ферментов и, в конечном счете, к гибели организма. Как Вы полагаете, почему же тогда возможно существование микроорганизмов, в норме обитающих в экстремальных условиях (например, в гейзерах, где температура очень высока)? Предложите как можно больше версий.

 

Задача 6

            В вагонах московского метро расклеено множество красочных рекламных плакатов, в том числе и следующего содержания: «NUROFEN: быстро и безошибочно находит очаг боли и уничтожает ее». Пожалуйста, «оцените» это утверждение: может ли (и если да - то как) лекарственный препарат (NUROFEN), принимаемый в таблетках per os («через рот»), быстро и безошибочно, «не запутавшись», найти очаг боли (допустим, расположенный в голове) и нейтрализовать её. Предложите как можно больше обоснованных версий.

 

 

©Абовян Л., Браславская Т., Гантман М., Гриненко О., Гриценко В.

Результаты участников биомедицинской олимпиады 2005 года

ФИО участника

Регион

Класс

Сумма баллов

(max 100 баллов)

Место

Гогниева Н. Г. г. Владикавказ; РСО-Алания 11 43,3 1
Пушкарёва А. А. г. Тула 11 33,3 2
Киреева А. В. г. Тула 11 30,8 3
Вахрушев Д. Э. г. Киров 11 25,0 4
Завьялова М. С. г. Ангарск; Иркутская область 10 18,3 5
Сарыглар А. Н. г. Кызыл, Республика Тыва 11 14,1 6
Вепреева О. С. г. Киров 11 13,3 7
Дуланова Г.Н. г. Пенза 11 12,5 8
Смирницкая О. П. г. Самара 10 10,8 9
Юша С. Ю. г. Кызыл, Республика Тыва 11 7,5 10
Тугутов Р. В. г. Улан-Удэ, Бурятия 10 4,5 11
Андреева В. В. г. Пенза 11 4,2 12-13
Крылова Е. В. г. Лесной, Свердловская область 10 4,2 12-13

Поздравляем Гогниеву Н.Г., Пушкарёву А.А. и Кирееву А. В. с заслуженной победой!

Hosted by uCoz