Уважаемые посетители! На этой странице опубликованы задания олимпиады 2005 года, а также результаты участников
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Факультет фундаментальной медицины
«Шаг в будущее»
Задания биомедицинской олимпиады школьников. 2005 год.
Задача 1
То, что мы знаем, - ограничено, а
что не знаем – бесконечно.
Апулей
Вкусовые ощущения у человека и множества животных возникают при активации хеморецепторов языка.
У человека рецепторы, чувствительные к разным вкусам (горькому, кислому, соленому и сладкому), расположены на разных участках языка. Известно и распределение этих участков:
Пожалуйста,
1) объясните, в чем выгода неодинаковой вкусовой чувствительности в разных участках поверхности языка;
2) предложите эксперименты, позволяющие определить схему распределения участков той или иной вкусовой чувствительности на поверхности языка травяной лягушки. *)
*) Вначале необходимо разобраться (экспериментально!) какие вкусовые ощущения присущи травяной лягушке (такие же, как у человека: горькое, кислое, соленое и сладкое, - либо лишь некоторые из них, или вообще не присущи вкусовые ощущения). Далее необходимо придумать собственно основную часть эксперимента. Учтите, что спросить лягушку, какой она чувствует вкус невозможно!
Задача 2
Существуют две диеты для похудения. В первой рекомендуется больше пить, во второй, наоборот, - меньше.
1) Объясните механизм действия первой и второй диеты.
2) Почему, казалось бы «противоположные», первая и вторая диеты приводят к одинаковому эффекту?
Задача 3
Почему применение сразу двух антибиотиков может быть эффективнее не в 2 раза, а в 1000, чем каждого антибиотика по-отдельности, или даже по-очереди? Возможен ли в каких-либо случаях обратный эффект: применение одновременно двух антибиотиков во много раз менее эффективно, чем тех же антибиотиков по-отдельности? Как Вы понимаете значение термина «эффективность» в данной задаче? Как можно «измерить» эффективность того или иного антибиотика?
Пожалуйста, все Ваши предположения и гипотезы обоснуйте.
Задача 4
Приехав в деревню, Лёша Ш. и его сестра Марина пошли искать, у кого можно покупать молоко. Договорились с одной старушкой (тётей Клавой), а на следующий день у колодца к ним подошла другая старушка (тётя Маша) и стала говорить: «А что это вы у неё молоко-то берёте? У неё корова лейкозом болеет, у неё никто не покупает. У меня берите, моя корова – здоровая». Лёша и Марина задумались – очень ли страшно для них будет пить молоко лейкозной коровы. А как Вы считаете – вредно это или нет? Обоснуйте Ваш ответ.
Задача 5
Существование живых организмов неразрывно связано с ферментами, которые ускоряют реакции метаболизма. Но ферменты, представленные в основном белками, весьма чувствительны (в частности) к повышению температуры, приводящему к денатурации (потере естественной активной структуры) белка, а значит, к инактивации ферментов и, в конечном счете, к гибели организма. Как Вы полагаете, почему же тогда возможно существование микроорганизмов, в норме обитающих в экстремальных условиях (например, в гейзерах, где температура очень высока)? Предложите как можно больше версий.
Задача 6
В вагонах московского метро расклеено множество красочных рекламных плакатов, в том числе и следующего содержания: «NUROFEN: быстро и безошибочно находит очаг боли и уничтожает ее». Пожалуйста, «оцените» это утверждение: может ли (и если да - то как) лекарственный препарат (NUROFEN), принимаемый в таблетках per os («через рот»), быстро и безошибочно, «не запутавшись», найти очаг боли (допустим, расположенный в голове) и нейтрализовать её. Предложите как можно больше обоснованных версий.
©Абовян Л., Браславская Т., Гантман М., Гриненко О., Гриценко В.
Результаты участников биомедицинской олимпиады 2005 года
ФИО участника |
Регион |
Класс |
Сумма баллов (max 100 баллов) |
Место |
Гогниева Н. Г. | г. Владикавказ; РСО-Алания | 11 | 43,3 | 1 |
Пушкарёва А. А. | г. Тула | 11 | 33,3 | 2 |
Киреева А. В. | г. Тула | 11 | 30,8 | 3 |
Вахрушев Д. Э. | г. Киров | 11 | 25,0 | 4 |
Завьялова М. С. | г. Ангарск; Иркутская область | 10 | 18,3 | 5 |
Сарыглар А. Н. | г. Кызыл, Республика Тыва | 11 | 14,1 | 6 |
Вепреева О. С. | г. Киров | 11 | 13,3 | 7 |
Дуланова Г.Н. | г. Пенза | 11 | 12,5 | 8 |
Смирницкая О. П. | г. Самара | 10 | 10,8 | 9 |
Юша С. Ю. | г. Кызыл, Республика Тыва | 11 | 7,5 | 10 |
Тугутов Р. В. | г. Улан-Удэ, Бурятия | 10 | 4,5 | 11 |
Андреева В. В. | г. Пенза | 11 | 4,2 | 12-13 |
Крылова Е. В. | г. Лесной, Свердловская область | 10 | 4,2 | 12-13 |
Поздравляем Гогниеву Н.Г., Пушкарёву А.А. и Кирееву А. В. с заслуженной победой!